СТАТЬи и полезная информация

 

Мы всегда рады Вас видеть в нашем техническом центре. У нас Вы можете бесплатно получить подробную консультацию о материалах, технологиях, этапах работы и любых других тонкостях, касающихся кузовного ремонта, а так же о технологиях и способах ухода за автомобилем. Звоните! Мы всегда Вам рады!

Как производится локальный ремонт деталей кузова

 

автомобиля?

 

 

В наше время интернет набит видео роликами о некачественно выполненных ремонтах кузовов автомобилей. Вторичный рынок полон плохо отремонтированных, под продажу, автомобилей. Прибор для измерения толщины лакокрасочного покрытия уже стал необходимым атрибутом при осмотре любого покупаемого автомобиля. Стремление перекупщиков отремонтировать продаваемую машину как можно быстрее и дешевле делает свое дело. В последние годы, кузовной ремонт с применением шпатлевки вызывает нервный тик у автолюбителей. Отсюда, воображение людей, не имеющих отношения к профессиональному кузовному ремонту, рисует в их головах страшные картины, как при проезде препятствия, отваливающиеся куски шпатлевки падают на асфальт, а под ними горит рыжим цветом ржавеющий металл детали кузова их машины.
Для того чтобы помочь рядовому автолюбителю хотя бы в общих чертах, разобраться в вопросах кузовного ремонта, центр кузовного ремонта “Автостиль” подготовил для Вас эту статью. В данной статье, мы познакомимся с этапами технологии проведения качественного локального кузовного ремонта и ответим на самые часто задаваемые автолюбителями вопросы, такие как: - Что страшного в шпатлевке? Какая толщина слоя шпатлевки является приемлемой? Какие повреждения можно устранить без покраски? Как, когда и зачем производится рихтовка? Зачем вообще нужна шпатлёвка? – и т.д.
 

 

Этапы любого локального ремонта детали кузова производятся в следующем порядке:

 

  1. Дефектовка
  2. Разборка
  3. Зачистка
  4. Рихтовка
  5. Шпатлевание
  6. Шлифование шпатлевки
  7. Оклеивание
  8. Грунтование
  9. Шлифование грунта
  10. Покраска и сушка
  11. Полировка

 

 

Рассмотрим более детально каждый из указанных этапов работ:

 

 

Дефектовка


Дефектовка – это тщательный осмотр всех нюансов повреждения и составление плана производства ремонтных работ по его устранению. Во время дефектовки мастер обращает внимание на многие, в том числе не всегда очевидные нюансы. Такие как: имеет ли поврежденная деталь заводской окрас или уже была повторно окрашена, производился ли ранее ремонт поврежденной детали, состояние лакокрасочного покрытия в месте повреждения, размер, глубина и форма повреждения, насколько сильно деформирована геометрия детали за пределами зоны основного повреждения, необходимость демонтажа и разборки детали. Собрав необходимую информацию, мастер понимает, как и в какой последовательности будет производиться ремонт и сколько на него уйдет времени.

 

 

Разборка


После составления мастером плана работ, по необходимости осуществляется демонтаж и последующая разборка ремонтируемой детали или демонтаж деталей обшивки салона, для обеспечения максимально удобного доступа к повреждению.

 

 

Зачистка


Первая стадия осуществления ремонта. При помощи абразивных материалов и шлифовального ручного пневмо или электроинструмента необходимо тщательно очистить место повреждения и область вокруг от старого лакокрасочного покрытия. Это необходимо сделать для того, чтобы получить качественную адгезию при будущем нанесении шпатлевки и грунта. Для зачистки, сначала используются грубые абразивные материалы градацией P120, затем - P180, чтобы перебить насечку оставленную предыдущим абразивом. Любая автомобильная шпатлевка хорошо держится только на очищенном металле! Очень часто, недобросовестные мастера, наносят шпатлевку прямо на старое лакокрасочное покрытие, с целью сокращения общего времени ремонта. В этом случае, шпатлевка будет плохо держаться и очень скоро отстанет от поверхности детали. Во время зачистки удаляются очаги коррозии, если таковые присутствуют в ремонтируемой области. Правильно выполненная зачистка имеет огромное влияние на финальный результат ремонта. Если оставить слишком глубокие борозды от грубых абразивных материалов, то после полного высыхания и усадки свеженанесенного лакокрасочного покрытия эти борозды обязательно проявятся, когда слой грунта в них провалится. Для удаления насечки используются абразивы с более мелкой градацией P240. При этом полировать место будущей покраски тоже нельзя. Для обеспечения лучшей адгезии грунта с поверхностью обязательно должна быть оставаться мелкая насечка. В случае, локального окраса детали с сохранением оригинального лакокрасочного покрытия вокруг области повреждения, необходимо плавно и равномерно снять слои старого ЛКП, чтобы не осталось ступенек в местах соприкосновения слоев старого и свежего покрытия.

 


Рихтовка


Восстановление формы и геометрии детали. Восстановление первоначальной формы деформированной детали осуществляется воздействием на металл ручного инструмента (молотки, гладилки, оправки, крючки, пилы) и специальных приспособлений (споттеры и стапели). Задача рихтовщика максимально возможно приблизить деформированный металл в месте повреждения, к первоначальной заводской форме. Часто бывает, что отрихтовать деталь на 100%, для того чтобы вообще не использовать шпатлевку не представляется возможным, но правильно выполненная рихтовка позволяет минимизировать её используемый слой. Суть рихтовки заключается в поднятии ям образовавшихся на детали в месте повреждения и осаживания надутостей вокруг него. Рихтовщик, из метала, как из пластилина вылепляет форму детали миллиметр за миллиметром, цикл за циклом, осаживая и поднимая металл, направляя его излишки в нужную сторону. По окончанию рихтовочных работ, форма детали будет восстановлена, но поверхность метала на месте повреждения, будет усыпана множеством очень мелких рытвин и бугорков. Это неизбежные деформации сформированные воздействием инструмента на металл.
 

Восстановленная при помощи рихтовки деталь

Шпатлевание


Шпатлевка — это продукт пастообразной или жидкой консистенции, применяемый для устранения небольших дефектов поверхности перед ее окраской.
Шпатлевание необходимо для формирования финальной формы кузова после рихтовки, перед покраской. Шпатлевка призвана скрыть мелкие неровности и дефекты, оставленные в процессе рихтовки от воздействия инструмента на металл. При правильно выполненной рихтовке, как правило, слой шпатлевки не превышает двух миллиметров. Слишком толстый слой шпатлевки, при высыхании дает большую усадку, из-за чего, возможно проявление видимых дефектов в месте ремонта. Кроме того, слишком толстый слой становится не достаточно устойчивым к вибрационным нагрузкам на кузов во время эксплуатации автомобиля и может попросту треснуть. Шпатлевка не должна и не может служить инструментом для маскировки повреждений глубиной более 5 миллиметров. Как было написано выше, шпатлевание не должно производиться без предварительной очистки метала от старого лакокрасочного покрытия в месте повреждения. При шпатлевании, обычно применяются два вида шпатлевок. Наполняющие – шпатлевки, имеющие высокую твердость и крупнозернистую структуру, позволяющую быстро заполнять объемные повреждения. И доводочные - мелкозернистые шпатлевки с эластичной структурой, необходимой для создания ровной, гладкой поверхности и заполнения всех пустот. Кроме того, доводочные шпатлевки могут использоваться для устранения небольших дефектов отдельно, без предварительного применения наполняющих составов. После нанесения каждого слоя шпатлевки, его необходимо хорошо просушить, чтобы исключить её возможную  последующую усадку, которая может привести к визуально заметному изменению формы детали в месте ремонта.

 

 

Шлифование шпатлевки


После высыхания, необходимо удалить излишки шпатлевки и сравнять зашпатлеванную область с поверхностью металла так, чтобы шпатлевка осталась только в рытвинах и ямках, заполнив которые, она создаст ровную поверхность для последующей окраски детали. Шпатлеванная область, так же, как и место зачистки металла шлифуется поэтапно, используя  абразивы, от более грубого, к более мелкому. Начинают шлифование с использования абразива Р120, которым убирают основную массу излишней шпатлевки. Затем перебивают оставленную насечку абразивом зернистостью P180 и доводят до гладкого состояния при помощи абразива P240 или P280. 
 

Зашпатлеванная деталь

Оклеивание


После окончания жестяных работ и шпатлевания, перед нанесением грунтовки, необходимо тщательно укрыть от возможного попадания покрасочных составов области детали, которые не подлежат покраске, а так же укрыть остальные детали кузова автомобиля, в случае если ремонтируемая деталь не была демонтирована. Для этого обычно используется бумажный скотч, бумага и специальная полеэтиленовая пленка, которыми полностью оклеиваются все детали автомобиля вокруг окрашиваемой области.

 

 

Грунтование


Грунтование является финальным процессом подготовки детали к покраске. Грунтовка служит сразу нескольким важным целям. Во первых, заполняя все самые мелкие поры и неровности, грунтовка необходима для создания идеально ровной поверхности перед нанесением слоя краски. Во вторых, она служит основой для правильной адгезии лакокрасочного покрытия с поверхностью детали. В третьих, образует защитный слой для металла детали от коррозии и окисления. Слой грунтовки наносится на заранее подготовленную, во время предыдущих этапов, и обезжиренную поверхность, с помощью краскопульта, в специально  подготовленном помещении. В помещении не должно быть пыли, должна поддерживаться определенная влажность и температура, а также оно должно быть оснащено хорошей вытяжкой и системой фильтрации воздуха. В идеале процесс окрашивания деталей должен происходить в специально оборудованной покрасочной камере.

 

 

Шлифование грунта


Подготовка загрунтованной поверхности при помощи шлифования необходима для удаления возможно попавшего, в процессе нанесения в грунт мусора в виде частиц песка и пыли, а так же нанесения на загрунтованную поверхность насечки для лучшей адгезии с лакокрасочным покрытием. Шлифование грунта производится в два этапа абразивами P240 и P320. В случае локального окраса детали, при наличии перехода на старое лакокрасочное покрытие, зоны перехода дополнительно шлифуется мелкозернистыми абразивами. Если локальный окрас происходит в светлый цвет, то используются абразивы c градацией P600. Если в темный цвет, то P400. Это необходимо для того, чтобы максимально сгладить места наложения нового лакокрасочного покрытия на старое относительно общей поверхности детали.

 

 

Покраска


Только после тщательного прохождения всех предыдущих технологических этапов можно приступать к покраске детали. Покраска состоит из двух этапов. Нанесения краски и нанесения лака. Краска (она же База) наносится при помощи краскопульта в несколько слоев в зависимости от цвета. Обычно это два или три слоя, между нанесением которых обязательно происходит сушка в течение 5-10 минут. После нанесения краски необходимо дать ей хорошо высохнуть. Для ускорения этого процесса используются инфракрасные сушки, представляющие из себя инфракрасные лампы нагревающие поверхность детали для высушивания локальной области покраски, электрические или дизельные котлы для повышения температуры во всем помещении для ускорения высушивания большой площади покраски или одновременно нескольких свежеокрашенных деталей. После чего, на окрашенную поверхность, так же при помощи краскопульта наносится лак. Затем приступают к финальной сушке для застывания лакокрасочного покрытия. Длительность сушки напрямую зависит от температуры поверхности и влажности в помещении. Даже после сушки, процесс полной кристаллизации лака занимает от 4 до 7 суток, за это время из него выходят спиртовые пары и он окончательно отвердевает. Поэтому, свежеокрашенную деталь не рекомендуется подвергать контактной мойке с использованием щеток, тряпок или губок, а также с использованием щелочных автомобильных шампуней  в течение 7 суток после покраски.
 

Маляр в процессе окрашивания детали

Полировка


После окрашивания и сушки детали, пока лак еще мягкий и окончательно не затвердел, необходимо удалить возможно попавший  в слой лака мелкий мусор в виде частиц пыли и песчинок, а так же подтеки лака если таковые образовались после нанесения слоя. Это стандартная процедура, которой не стоит пугаться. Даже использование самого дорогостоящего и современного покрасочного оборудования и систем фильтрации воздуха не гарантирует полного отсутствия пыли в покрасочном помещении. Автосервисам недоступно для использования оборудование, используемое для покраски автомобилей на заводах, где зачастую покраска происходит в вакуумном и стерильном участке конвеерной линии, при помощи механизированного оборудования, без участия человека и под управлением компьютеров. После удаления мусора и подтеков, производится машинная полировка лакокрасочного покрытия мягкими мелкоабразивными полиролями.


В итоге, если этапы технологии классического локального ремонта были соблюдены мастерами и тщательно выполнены, то такой ремонт в дальнейшем с годами эксплуатации автомобиля никак себя не проявит. 

 

 

Удаление вмятин без покраски


В случаях, когда на месте повреждения лакокрасочное покрытие осталось целым, появляется возможность исправить повреждение без покраски. Существует технология точной рихтовки позволяющая восстанавливать деформированную геометрию детали в практически до первоначального вида. Это достигается путем щадящего воздействия на металл, через лакокрасочное покрытие специальным инструментом, при этом не повреждая второе. Главные преимущества данной технологии перед классической рихтовкой заключаются в скорости выполнения ремонта, сохранении заводского лакокрасочного покрытия и его стоимости. А главным недостатком является невозможность исправления некоторых повреждений полностью на все 100 процентов. Далеко не каждое повреждение можно исправить с помощью беспокрасочной технологии, особенно, если лакокрасочное покрытие в месте повреждения уже было испорчено.
Для того чтобы правильно выбрать применяемую технологию ремонта, необходимо проконсультироваться со специалистами по кузовному ремонту. К сожалению, очень часто к повреждениям применяется не подходящая к конкретному случаю технология. Повреждения, которые можно было быстрее и дешевле исправить без покраски, часто ремонтируются классическим методом, так же и наоборот, клиенты надеются найти мастера, который им исправит заведомо невозможное в ремонте повреждение беспокрасочным способом и как результат платит дважды.
 

Такое повреждение можно починить только классическим методом с рихтовкой и покраской

Такое повреждение можно удалить при помощи беспокрасочной технологии

Надеемся, что прочтение данной статьи помогло ответить на некоторые интересующие вас вопросы по технологиям локального кузовного ремонта. Команда техцентра "Автостиль" благодарит вас за прочтение статьи и желает вам ровных дорог и беспроблемной езды!